Дизайн ОКА
+7 (499) 394-48-58
+7 (910) 566-77-38
diz-oka@yandex.ru

Расстановка торгового оборудования (мебели) в аптеках. Система навигации.

С чего начинается аптека?
 
Аптека для посетителя начинается с входа. С того небольшого пространства за дверью, куда он попадает после суеты улицы, дневного света, шума машин. В зоне адаптации (на которую, в зависимости от площади аптеки, приходится от 1 до 5 кв. метров) он проводит некоторое время, приспосабливаясь к микромиру аптеки и обдумывая план действий. И мы обязаны сделать все, чтобы создать все удобства для быстрой и комфортной реализации этого плана. Ведь у нас с посетителем одна цель — чтобы он нашел и приобрел то, что ему нужно. Причем с минимальными затратами сил и времени, и при этом ушел из аптеки довольным и удовлетворенным.
 
Не всякий захочет обсуждать с первостольником сокровенное: болячки свои или близких (если, конечно, не нуждается в средстве рецептурного отпуска). Поэтому будет оптимальным, если необходимое ему есть на аптечной витрине. И он сможет это необходимое быстро найти. 
 
Лабиринт или аптека?
 
Исследования показывают, что группа факторов, связанных с трудностью ориентации (труднодоступностью информации) — на втором месте в списке причин, вызывающих у покупателей негатив к торговому предприятию (после антисанитарных условий и тесноты!). Усиливают информационную перегрузку и трудность получения нужной информации, и беспорядочная планировка вкупе с бессистемным размещением отделов и товаров. И наоборот — об удобной системе навигации посетители отзываются очень хорошо (фактор навигации — в числе первых значимых!). Удобство ориентации говорит о том, что о посетителе позаботились, вызывает доверие и желание познакомится с вашей аптекой поближе.
 
Средства навигации
 
Различают средства так называемой пространственной и интеллектуальной навигации.
 
Пространственная навигация помогает покупателю понять, куда ему идти (план-схема торгового зала аптеки, рубрикаторы первого порядка с названиями отделов). Интеллектуальная навигация позволяет понять, что делать в месте продажи, обеспечить удобство ознакомления с продукцией, выбора товара. Работает при помощи рубрикаторов-указателей групп однородных товаров, представленных на одном или нескольких стеллажах.
 
Обратите внимание: обозначения товаров и услуг должны быть однотипными на каждом уровне! К примеру, если на одном из уровней навигации используются символы, они должны присутствовать на всех знаках этого уровня.
 
Спросить все равно придется, самим никак не найти
 
Особенно важна интеллектуальная навигация в специализированных аптеках (ассортиментные магниты которых — гомеопатические средства, ортопедическая обувь и стельки и т.п.). Она помогает не просто сориентироваться в многочисленных товарах, вызывает интерес к ним и существенно повышает продажи. Иногда владельцы аптек возражают против дополнительных уровней навигации («К чему лишние затраты? Посетители, мол, и сами разберутся!»), некоторые дизайнеры считают, что обилие знаков может испортить интерьер магазина.
 
В компании «Promto» уверены: это не так. Опыт оборудования десятков аптек по всей России подтверждает: хорошо сделанные указатели не только не испортят интерьер, а напротив, значительно помогут продажам.
 
Рубрикаторы указатели: какими им следует быть?
 
Сделайте большие (можно использовать светящиеся лайт-боксы и подсвеченные фризы), понятные каждому человеку, хорошо читаемые, видные издали рубрикаторы не только для каждого отдела (секции), но и для каждой витрины, а по — возможности, и полки.
 
Рубрикаторы указатели: «И что они имели в виду?»
 
Профессиональные, никому не понятные названия для рубрикации витрины типа: «Муколитические средства», «Диуретики», «Сорбенты», «Гепатопротекторы» для ориентации посетителей совершенно не годятся. Мало кто из них готов признаться, что он чего-то не знает и не понимает — а потому и чувствовать себя они будут некомфортно. Слишком упрощенные названия типа : «От поноса», «От вшей», «От головы», «От живота» — тоже не рекомендуются (излишняя прямота коробит, Вашей аптеке это ни к чему). К тому же, это просто некорректно.
 
Оптимальным будет следующий вариант: «Обезболивающие», «Противопростудные», «Витамины», «При жаре и простуде», «Гомеопатия», «При аллергии», «Лекарственные травы», «Фиточаи», «Наружные средства», «Желудочно-кишечные средства».
 
Для парафамацевтики подойдут следующие обозначений категорий продукции:
 
«Уход за полостью рта»
«Уход за волосами»
«Уход за телом»
«Уход за лицом»
«Лечебная косметика»
«Предметы гигиены»
«Мужская гигиена»
«Детская гигиена» (питание, косметика)
«Все для душа (бани)»
Творческий подход при названии той или иной аптечной витрины или гондолы может оказаться весьма кстати:
 
«Аист прилетел»
«Сбрось ненужный багаж» (особенно актуально для прекрасной половины человечества в преддверии летнего отдыха!)
«Избавляемся от вредных привычек!»
«Приятного чаепития!»
Очень нравятся посетителям всех возрастов оригинальные фигурки-символы:
 
Средства от депрессии — три рожицы: хмурая, улыбающаяся и смеющаяся;
При жаре и простуде — перечеркнутый градусник;
Витамины — «фаршированные» витаминами яблоки, апельсины, бананы;
Товары для душа (бани) — Мойдодыр;
Солнцезащитные средства — солнышко под зонтиком;
Товары для новорожденных — малыш в капусте или аист со свертком.
NB! Следите, чтобы рубрикация аптечной витрины соответствовала представленному на ней товару. Согласитесь: витрина, где представлены средства от облысения с названием «В ожидании чуда» вызовет, по меньшей мере, недоразумение.

«Структурная основа» системы категорий в аптеке

(по книге А.С. Славич-Приступы «Практический маркетинг для аптек»)
 
Витамины и минеральные добавки
Желудочно-кишечные средства
Средства при простудных заболеваниях, гриппе, болезнях горла, насморке
Болеутоляющие
Средства при болезнях сердца
Средства при болезнях сосудистой системы
Средства для похудения
Средства при болезнях позвоночника и хрящевой ткани
Средства при болезнях кожи, волос и ногтей
Средства при болезнях почек, мочевыводящих путей и простаты
Средства, повышающие мужскую потенцию
Противоаллергические средства
Средства при заболеваниях глаз (в т.ч. средства для ухода за линзами)
Лечебная косметика
Средства гигиены (дезодоранты, уход ха волосами, товары для душа, ванны, бани, средства женской гигиены, уход за полостью рта)
Медицинские приборы и инструменты
Предметы ухода и средства реабилитации (судна, подгузники для взрослых, костыли)
Перевязочные материалы
Детские товары (питание, приспособления для кормления и ухода, товары для беременных и кормящих матерей, игрушки)
Противозачаточные средства и «интим-товары»
Минеральная вода
Различные товары, не относящиеся к специфическим аптечным (продукты диетического питания, декоративная косметика, напитки и т.п.)
Данный список — далеко не полный перечень аптечного ассортимента. Это не более чем типовой набор, эффективный для большинства стационарных аптек. В маленьких аптеках эти категории обычно укрупняются, в крупных — наоборот, детализируются.
 
Важный фактор формирования конкретных категорий — особенности спроса. К примеру, если из всей категории оказываются прибыльными всего 2-3 препарата с точки зрения «различимости» посетителями, выделение данной категории в выкладке нецелесообразно. Их лучше помещать во внекатегорийные «сборные солянки» — группы товаров импульсного спроса в горячих зонах аптеки. Эти группы должны быть небольшими (10-20 разнородных позиций)
 
И немного о размерах
 
Размер самого знака, расположение на нем букв и символов должен быть сопоставимо с расстоянием, с которого его воспринимают. Размер указателей зависим от величины торговой площади и должен быть сопоставим с другими деталями. Но при этом быть достаточно большим, чтобы его заметили.
 
В своей книге «Проектирование магазинов и торговых центров» Кира, Рубен и Армен Канаян рекомендуют при оформлении информационно-справочных элементов использовать принцип «единого углового размера»: то, что находится дальше, должно быть крупнее и ярче. При этом оперировать следует не более чем 3 основными цветами на знаках и указателях, аналогичным образом оформляя фризы над торговым оборудованием и верх колонн.
 
NB! При линейной планировке (островные стеллажи — в виде параллельных линий: продольных, поперечных или диагональных) хорошо работают указатели, перпендикулярные потолку. Но при этом возникают сложности с размещением их на уровне глаз.
Для неленивых приводится простая формула, позволяющая путем нехитрых вычислений определить толщину и высоту букв на указателях-рубрикаторах.
 
Толщина букв = Расстояние до рубрикатора (см) х 1000 / 3450
 
При этом для хорошей читаемости высота букв должна в 5 раз превышать их толщину.
 
Например, если вывеска должна читаться с расстояния 2 метра, толщина шрифта должна быть: 2000 / 3450 = 0,579 (0,6 см), высота букв: 0,6*5 = 3 см.
 
Некоторые значения размеров шрифта приведены в таблице:
 
Расстояние до рубрикатора Минимально допустимые размеры шрифта (мм)>
1,5 – 3 м 7-15 мм
3-5 м 15-25 мм
5-10 м 25-40 мм
10-15 м 40-70 мм
Учтите, что при недостаточном освещении размеры следует увеличить в 1,5 – 2 раза.
 
И еще ряд моментов, о которых стоит знать:
 
Издалека лучше всего читается простой рубленый шрифт средней толщины, без засечек и изменения толщины букв. Шрифт с засечками, подчеркивающий горизонтальные линии и организующий, больше подходит для книг и газет.
Светлая надпись на темном фоне выглядит более крупной и оптически приближается к покупателю.
Надпись лучше располагать прямо, а не под углом.
Разнообразие шрифтов не приветствуется: на указателе или в объявлении их должно быть не больше 2-х.
Прочтению информации на аптечных рубрикаторах обычно мешает ряд зрительных эффектов: отражение света;
 
- использование многих цветов на одно знаке или указателе;
- излишний декор (вензелечки и рамочки);
- цвет шрифта, близкий к цвету фона;
- маленькое расстояние между буквами;
- несоответствие символов и надписей на одном знаке/указателе.
Все эти моменты необходимо учитывать при изготовлении указателей, рубрикаторов и других сигнальных «маячков» для посетителей Вашей аптеки.
 
Елена Корчагина.
 
 

 

Kesote Company
Создание сайта – Kesote Web
Copyright © 2014 - 2016
Копирование материалов
только с разрешения администрации