Дизайн ОКА
+7 (499) 394-48-58
+7 (910) 566-77-38
diz-oka@yandex.ru

Торговые "острова": малый формат больших возможностей

Павильоны, киоски, открытые секции, отдельно стоящие прилавки — это всё варианты заполнения небольших площадей в торговом центре, владельцы которого щепетильны к доходности каждого квадратного метра полезной площади. В идеале расположение «островных» торговых точек продумывается еще на стадии разработки проекта ТЦ. Однако во многих случаях в процессе реализации и заселения торгового центра арендаторами планы по количеству и площадям островов меняются.

Как правило, концепция островных модулей разрабатывается по мере реализации, поскольку это влияет на экономику проекта. Таким образом, факт наличия островной части закладывается на стадии разработки маркетинговой страгегии, а качественные характеристики — размещение и габариты в архитектурной концепции. Спонтанность заполнения свободных пространств небольшими павильонами скорее характерна для торговых комплексов экономкласса с небольшим потоком покупателей и не самой удачной концепцией. В таких объектах появление торговых «островов» носит вынужденный характер исключительно для сохранения прибыли.

Однако гораздо интереснее вариант с продуманным размещением «островов». Большинство крупных торговых центров с четкой концепцией имеют очень строгие критерии к таким арендаторам. И ритейлерам приходится учитывать не только свои интересы, но и требования арендодателя.

Плюсы и минусы

Как правило, торговый «остров» — это 5-10 кв.м в коридоре или угловой зоне, на территории, прилегающей к колоннам, лестницам и эскалаторам. Однако бывают и варианты совсем крошечных торговых зон, как например лавки сладостей, которые занимают всего 2 кв. м. Или же, наоборот, крупные территории более 15 кв. м. Чаще всего это «острова» салонов экспресс-маникюра, которым требуется пространство для нескольких маникюрш, клиентов и витрин с товаром.

Для начала разберемся, каким сегментам ритейла подходят «острова». Прежде всего, магазинам с негабаритным товаром, не требующим примерки. Данный формат обычно используется под торговлю аксессуарами, кожгалантереей, парфюмерией, а также нейл-бары, фреш-бары, «острова» продажи мороженого или кафе. Но это далеко не полный перечень. Например, в «Охотном Ряду» работает открытый павильон с одеждой и аксессуарами, несмотря на отсутствие в нем примерочных. А в ТЦ «Облака» есть открытые витрины с техникой и гаджетами.

 

Выбор ритейлера в пользу «острова» может объясняться несколькими причинами. Некоторые сети, развивающиеся в основном в формате полноценного магазина, делают исключение в том случае, когда в успешном торговом центре нет свободных площадей большого метража.

У «островов» есть плюсы и минусы. Достоинства в том, что «островная точка» находится на основных пересечениях покупательского потока в ТЦ и тем самым обеспечивает высокую проходимость. Также преимуществом такого формата является прекрасное соотношение стоимости арендной платы к предоставляемым площадям.  

Среди недостатков можно назвать отсутствие складских помещений; достаточно маленькая площадь ТТ, где невозможно выставить ассортимент, а также жесткие требования к размерам и формам ширин, которые предъявляет администрация ТЦ.

Стильно и дёшево

Эти требования часто касаются не только габаритов и технического оснащения островных конструкций, но и дизайна. В некоторых случаях, как например в ТЦ «Ереван Плаза», ТРЦ «Мега» все торговые «острова» оформлены в едином стиле ТЦ. А фирменный стиль ритейлера вписан в утвержденный арендодателем экстерьер.

Чем более качественным проектом является торговый центр, тем больше вероятность того, что арендодатель предложит свое решение по «острову». Это вызвано необходимостью соблюдения цветовой гаммы, высоты и ширины «островного» модуля, который не должен препятствовать визуальной доступности других операторов торговой галереи«. В некоторых случаях, разрабатывая проект торгового «острова», ритейлеру придется ограничить себя не только в площади, обозначенной в договоре аренды, но и в высоте конструкции.

Торговый центр с «именем», скорее всего, потребует от арендатора так называемый дизайн-проект. Это подробный буклет, где конструкция торговой точки описывается в мельчайших подробностях, с большим количеством иллюстраций и макетов в интерьере торгового центра. Также в проекте будут данные по техническому оснащению и организации освещения. В некоторых дизайн-бюро только за такой подробный буклет возьмут порядка 60-70 тыс. руб. (объект площадью до 100 кв.м). Но есть компании, которые предлагают более бюджетные варианты или же включают стоимость дизайн-проекта в общую смету объекта.

 Зачастую представители местного ритейла предлагают наиболее «оригинальные» решения, например, в стиле готики или ампир, которые не имеют ничего общего со стилем ТРК, а больше подходят для декораций исторических фильмов. А вот сетевые операторы выдерживают более традиционный стиль.

В среднем на создание и оборудование простенького «острова» требуется порядка 2 недель. Но в случае эксклюзивного дизайна или сложных конструкций нужно не меньше месяца. Часть времени уходит на согласования. Остальное — на производство.

Стоимость торгового «островка» рассчитывается индивидуально и очень сильно зависит от пожеланий заказчика. В среднем это 300-600 тыс. руб. Но, если ритейлер располагает небольшим бюджетом, он может существенно сэкономить например, заказать стандартную витрину-павильон из самых демократичных материалов (ДСП). Цена варианта в столичных фирмах начинается от 90-150 тыс. руб. Однако внешний вид такой торговой точки одобрит далеко не каждый торговый центр.

По словам менеджера отдела продаж компании Laden Николая Евдокимова, недолговечен и менее устойчив к механическим повреждениям, чем более дорогой материал — пластик. Кроме того, пластика богаче цветовая палитра, есть возможность стилизовать фасады под «дерево». Еще один вариант МДФ в покраске. Наиболее дорогим «остров» будет при отделке деревом. Кроме того, возможно использования натурального шпона, стальных и алюминиевых конструкций, стекла, искусственного камня, полистирола.

Бывают случаи, когда подрядчик не может самостоятельно выполнить все пожелания ритейлера и прибегает к помощи сторонней организации. Например, если конструкция предусматривает нестандартные геометрические формы и изгибы. Тогда стоимость проекта может подрасти. Этот момент необходимо уточнять еще на стадии обсуждения дизайна, выясняя производственные возможности исполнителя.

Вариантов оборудования для «остров» великое множество. Так, павильон можем быть с защитным потолком или вообще без него, оборудован рольставнями, а части конструкции можно сделать выдвижными для удобства продавца. Альтернатива каркасным остекленным витринам это открытые и закрытые прилавки, (стеллажи, демонстрационные полки, вешала. Техническое оснащение может включать в себя лайтбоксы (световые короба с графической или текстовой информацией), объемные буквы с подсветкой, дисплеи, звуковое оборудование и пр. В большинстве случаев торговое оборудование дополняется возможностями для размещения рекламной информации и POS-материалов.

Для освещения «островов» применяются все те же технологии, что и при работе с другими торговыми форматами. Такими же остаются и принципы выбора цвета освещения. К примеру, для ювелирных витрин — холодные светодиодные лампы.

К слову о ювелирных "островах". Никаких технологических особенностей в плане безопасности в конструкциях такого павильона не будет. Ритейлеры, как правило, полагаются на систему охраны торгового центра и не ставят собственные защитные системы. В конце рабочего дня ювелирная продукция точно так же, как и любая другая, может убираться в накопитель под витринами и закрываться на ключ. В целом же уровень безопасности торговой точки формата «остров» несколько ниже, чем в полноценном магазине, где как минимум устанавливаются антенные рамки. В отдельно стоящем павильоне нет такой возможности, и при низких витринах вору не составит труда перегнуться через них и забрать ценные вещи. Таким образом, система безопасности «острова» должна быть частью дизайна. Продавцу необходим хороший обзор витрин и подход к ним со всех сторон. А доступ к внутренним накопителям со стороны покупателей должен быть ограничен высотой и шириной павильона.

При разработке дизайна «острова» нелишней будет консультация специалиста по витринистике и мерчандайзингу. Оригинальный дизайн конструкции должен не только привлекать покупателя, но и предоставлять возможность удобного осмотра товаров. Выкладка в условиях небольших площадей превращается в настоящую дилемму — стремление разместить больше товарных единиц или показать их с выигрышной стороны. В случае с удачной выкладкой малые габариты становятся преимуществом такой торговой точки. С минимально потраченным временем покупатель получает возможность ознакомиться со всем товаром и сделать максимально удачный выбор. Использовать все преимущества островной торговли — главная задача при планировании и размещении торговой точки этого формата.

Дарья БАЛАЯН, журнал «Retail News&Technologies» № 10/2011

Реализованные проекты Торговых "островов"

Kesote Company
Создание сайта – Kesote Web
Copyright © 2014 - 2016
Копирование материалов
только с разрешения администрации